Краткий ликбез про лямбда-зонд в автомобиле

Немного теории: зачем нужен и как работает лямбда-зонд

Де-факто лямбда-зонд в серийных машинах появился ещё в прошлом веке. Назначение этого специализированного датчика — помогать отслеживать содержание остатка кислорода в выхлопных газах автомобильного двигателя. На основании приходящего с зонда сигнала электронный блок управления (ЭБУ) в автомобильной системе впрыска делает вывод о том, "богатой" или "бедной" (перенасыщенной топливом либо кислородом воздуха) является подаваемая в двигатель воздушно-топливная смесь относительно "идеального" (стехиометрического) соотношения топлива/воздуха.

"Сердце" зонда представляет из себя колпачок из специальной циркониевой керамики, поверх которой нанесены токопроводящие дорожки, с помощью которых с него снимается сигнал (напряжение). В условиях нормальной работы колпачок разогрет до температуры в минимум 300 °C и омывается с одной стороны выхлопными газами из двигателя, а с другой — забортным воздухом. Если в выхлопных газах нет кислорода (смесь "богатая"), то зонд выдает сигнал ~0.9 вольта, в противном же случае напряжение начинает резко снижаться, доходя до ~0.1 вольта.

Когда нужна замена лямбда зонда

Основные причины выхода зонда из строя — это деградация/загрязнение самой керамики либо обрыв спирали подогрева: все современные автомобили используют лямбда-зонды с дополнительным электрическим подогревом (помимо тепла отходящих выхлопных газов), поскольку это делает их работу более точной, быстрой и надёжной. Неисправность зонда обычно приводит к тому, что ЭБУ начинает форсированно перерасходовать топливо, а содержание ядовитых газов в выхлопе резко возрастает, от чего владельца авто не спасает установленная на автомобиле подсистема каталитической нейтрализации выхлопных газов. Кроме того, ощутимо падает мощность двигателя и сам он начинает вести себя нестабильно (водитель ощущает специфические рывки машины в движении ). Очевидно, что качественно проверить работу лямбда-зонда (за исключением неисправности спирали подогрева либо обрыва непосредственно в сигнальных цепях) в "домашних" условиях малореально — поэтому делать подобную проверку лучше всего в условиях автосервиса/автомастерской, где есть в наличии всё необходимое оборудование, например здесь: Замена лямбда зонда в ЗАО. Если зонд полностью неисправен либо его рабочие параметры находятся далеко вне допустимых производителем пределов, то произвести его замену можно весьма быстро, прямо в присутствии владельца авто.