О транспортных средствах промышленности и любительских

Создание машин-вездеходов с гигантского размера колесами вроде решает проблемы бездорожья. Такие автомобили сделаны еще в 20 веке. У американского «Марш Багги» колеса более 3-х метров диаметром. Канадцы спроектировали вообще невероятную машину «Мамонт». Колеса у нее больше 17 метров по диаметру. На таком автомобиле приходится сужать раму, уменьшать внутренний объем кабины. Лучше поставить больше колесных пар меньшего диаметра. Правда, при этом приходится делать сложную трансмиссию.

При движении по бездорожью срок службы резины уменьшается до 10 и более раз, из-за чего шины для спецтехники придется менять намного чаще. Площадь контакта с грунтом у колеса 17% от общей поверхности. Гораздо удобнее в этом отношении гусеница. Большая площадь давления на грунт позволяет преодолевать более сложные участки пути. Но падает скорость передвижения. Разработаны материалы для гусеничных движителей, превосходящие по надежности и даже долговечности шину колеса. Соединение тягача и прицепа повышает и грузоподъемность, и проходимость.

Машина, движущаяся на воздушной подушке, имеет обычно мощные аэродинамические двигатели. Перемещается с помощью тягового воздушного усилия. Но ей недоступны крутые подъемы, а радиусы поворотов слишком велики. Такое транспортное средство расходует много топлива, имея мощные двигатели.

При движении по пыльной или засоренной местности в вентиляторы попадают посторонние предметы. Обычно машина (АВП) на воздушной подушке эффективна для передвижения только по водной или ледяной поверхности. Особенность аппарата выезжать на берег используется для высадки десанта в армии.

Любители автостроения делают различные машины, среди них немало гусеничных. Проявляют смекалку и неординарный подход в этом. Траки гусениц отливают из алюминия или даже пластика. Получаются легкие и маневренные вездеходы, годящиеся для рыбалки или охоты.

Делаются и колесные машины, могущие даже плавать. Колеса их большие, обычно сделанные из камер колес большегрузных автомобилей или тракторов. Небольшой мощности двигатель в соединении с трансмиссией несложной конструкции позволяет ездить куда угодно, хоть в лес, хоть на реку или озеро.

Самодельщики давно отправляют документацию на свои машины в журнал «Моделист-конструктор». В нём же черпают знания о последних новшествах в области любительского автомобилестроения. Транспортные средства необходимы в быту особенно сельским жителям при неразвитой сети дорог. Промышленность предлагает вездеходы, дорогие по цене и мощные. На покупку таких машин нет денег у селян. Поэтому делают свои.